Под таким названием прошло выступление консультанта Юнит-Консалтинг Александра Черницова на четвертом Всероссийский конгресс «газелей»: «Факторы роста для быстрорастущих компаний среднего бизнеса». Конгресс был организован медиахолдингом «Эксперт». В рамках этого мероприятия были подведены итоги четвертой волны исследования наиболее динамично развивающихся компаний среднего бизнеса России и обсуждены основные вопросы, определяющие технологии роста, возможности снижения себестоимости и поиск новых ниш, а также получили награды победители – самые быстрорастущие компании среднего бизнеса. Выступление Александра вызвало большой интерес и живой отклик участников. Мы приводим основные тезисы выступления.
Отнесение бюджетных показателей на базовый натуральный знаменатель в управленческом учете как способ эффективного управления себестоимостью.
Важно не снижение себестоимости само по себе, а оптимизация рабочих процессов.
Управленческий учет часто дает ответ об общем размере затрат, в разбивке по подразделениям или по продуктам. Но не дает возможности понять почему сложилась такая себестоимость продукта.
Пример: укрупненный бюджет производственной компании.
Принято управленческое решение об организации 2 смены на производстве, и увеличении выпуска основной продукции вдвое. Для загрузки производства заключаются контракты с крупными покупателями с дополнительными скидками, в результате чего средняя цена реализации снизится на 2,8%. Одновременно планируется рекламная компания.
1 квартал |
2 квартал |
|
Производство тыс.штук |
130 |
210 |
Джинсы |
90 |
180 |
Брюки |
40 |
30 |
Выручка |
134 000 |
208 000 |
Джинсы |
90 000 |
175 000 |
Брюки |
44 000 |
33 000 |
Прямые расходы |
95 000 |
155 000 |
Материалы |
38 000 |
61 000 |
ФОТ производства |
48 000 |
79 000 |
Эл.энергия |
9 000 |
15 000 |
Итого валовой доход |
39 000 |
53 000 |
Накладные расходы |
8 000 |
16 000 |
Управление |
5 000 |
8 000 |
Маркетинг и реклама |
3 000 |
8 000 |
Чистая прибыль |
31 000 |
37 000 |
Из сравнения бюджетов за два квартала видно, что рост выпуска двухкратный по джинсам, и снижение на 25% выпуска брюк. Чистая прибыль выросла на 6 000. Хороший результат?
Ответ не очевиден.
Рост выпуска на 61,5% привел к увеличению чистой прибыли на 19,4%. Т.е. рост прибыли отстает от роста выпуска в 5 раз. Почему?
Простое постатейное сравнение двух бюджетов не дает ответа. А ответ нужен. Почему выпускать стали почти вдвое больше, а зарабатывать больше не стали?
Один из эффективных инструментов получения ответа на этот вопрос – использование базового показателя в натуральном выражении, отнесение показателей бюджета к которому позволит привести все к сравнимым цифрам.
Пример: Все тот же бюджет, но с использованием базового показателя – 1 изделие.
1 квартал |
на штуку |
2 квартал |
на штуку |
Изменение |
|
Производство тыс.штук |
130 |
210 |
|||
Джинсы |
90 |
180 |
|||
Брюки |
40 |
30 |
|||
Выручка |
134 000 |
1 031 |
208 000 |
990 |
40 |
Джинсы |
90 000 |
1 000 |
175 000 |
972 |
28 |
Брюки |
44 000 |
1 100 |
33 000 |
1 100 |
|
Прямые расходы |
95 000 |
731 |
155 000 |
738 |
7 |
Материалы |
38 000 |
292 |
61 000 |
290 |
- 2 |
ФОТ производства |
48 000 |
369 |
79 000 |
376 |
7 |
Эл.энергия |
9 000 |
69 |
15 000 |
71 |
2 |
Итого валовой доход |
39 000 |
300 |
53 000 |
252 |
- 48 |
Накладные расходы |
8 000 |
62 |
16 000 |
76 |
15 |
Управление |
5 000 |
38 |
8 000 |
38 |
- 0 |
Маркетинг и реклама |
3 000 |
23 |
8 000 |
38 |
15 |
Чистая прибыль |
31 000 |
238 |
37 000 |
176 |
- 62 |
Очень хорошо видно, что чистая прибыль с одного изделия сократилась на 62 руб. Из которых 28 – снижение цены, 7 – дополнительные расходы на ФОТ 2 смены. Экономия на материалах перекрылась дополнительными расходами на электроэнергию. Накладные расходы добавили еще 15 – на маркетинг и рекламу.
Т.е. практически весь дополнительный доход, полученный от увеличения выпуска был «съеден» мероприятиями по стимулированию сбыта: снижением цен и рекламой.
Использование натурального базового показателя и отнесения к нему бюджетных статей дает простой и эффективный способ оценивать как случайные изменения, так и принятые управленческие решения, и отслеживать их влияние на результаты.
Май 2013 г.